Вопрос #173946: Христианка вышла замуж за мусульманина без опекуна. Является ли этот брак правильным? Я – христианка, и недавно вышла замуж за мусульманина. Я прочла некоторые фетвы и кое-какую информацию на вашем сайте и не знаю: было ли верным мое замужество или нет. Я вышла замуж без опекуна. Моим опекуном был имам мечети. Несмотря на то, что с начала нашего брака прошло всего четыре месяца, мы начали говорить о разводе Муж ушел из дома, и я не знаю, где он сейчас. Мы переписываемся через смс-сообщения. Я вышла за него замуж четыре месяца тому назад, после того, как он вышел из тюрьмы. Но на самом деле у нас были отношения до того, как он попал в тюрьму и стал придерживаться Ислама. От тех отношений у нас есть дети. Хотя я не считаю, что развод в данной ситуации будет правильным решением, но передо мной был поставлен категорический выбор. Мы договорились, что он завершит развод так, как положено по Исламу, а я займусь официальным оформлением документов, как того требуют законы штата, в котором я проживаю. Проблема возникла из-за способа его мышления. После того, как он вышел из тюрьмы, он стал смотреть на все с точки зрения Ислама, и у меня нет проблем в этом. Я признала должным многое из того, что он хотел: отказалась от спиртного, музыки, стала носить скромную одежду, предоставила ему безоговорочные полномочия в обучении детей Исламу, и многое другое. Он даже запретил мне разговаривать со знакомыми мужчинами, которых я знала многие годы. Несмотря на это, он получил то, что желал. Вместе с этим, он казался недовольным, и желал ввести меня в Ислам силой! Я уважаю Ислам и мне любы многие его каноны. Но поведение моего мужа отталкивает меня и заставляет просчитывать шаги, и я не преувеличу, если скажу, что таким методом он вселяет в меня отвращение к своей религии. Я уверена, что, несмотря на различие в вероисповедании, обязательно есть возможность, которая позволила бы нам жить вместе как муж и жена. Но для него дело так не обстоит. Он считает, что между нами невозможны никакие разговоры, и что жизнь не сложиться, пока я не приму Ислам! Я не обещала ему, что приму Ислам, и не думаю, что кто-то сделает это, если бы он был на моем месте, после его грубости и злости по отношению ко мне. Он отказывается говорить со мной на какую-либо тему, говоря: «Между нами не будет никаких разговоров, кроме того, что связано с Исламом!» Он считает, что я ненавижу Ислам, но на самом деле это не так. Однако я не готова принять его, по крайней мере, сейчас. Также я не отрицаю, что говорила об Исламе то, что не подобает, но ответственность за это я возлагаю на него. Он ругал и унижал меня и мою религию. Я не знаю, какова религиозность, о которой он говорит?! Он общается с женщинами на Facebook, с одной из которых у него были отношения до того, как он стал придерживаться Ислама. Я сказала ему об этом, на что он ответил, что он призывает их к Исламу! Но сообщения, которыми они обмениваются, говорят об обратном. Он спрашивает их: замужем они или нет, то есть он желает жениться на одной из них. А одной он пообещал, что привезет ее в Соединенные Штаты и покроет все затраты на это. Он не работает и не заботиться обо мне и своих детях. Это больше всего отдаляет меня от Ислама. Что это за эгоизм в нем?! Что эта за религия, которая может диктовать ему подобные поступки?! Даже когда мы бываем вместе и занимаемся тем, чем занимается муж со своей женой, он, после того, как получит свое, резко встает и уходит, не заботясь о моем удовлетворении и желаниях. Говоря, что настало время молитвы! Он постоянно ранит и обижает мои чувства, говоря при этом, что ему нет необходимости оправдывать свои поступки, так как я неверующая! Разве Ислам не велит быть обходительными с женами?! Он говорит, что не может меня любить, потому что я не из его общины. Это правда?! Он запрещает мне советоваться с кем бы то ни было о наших проблемах, говоря, что о проблемах в семье не должен знать никто. Однако, что делать, ведь он не желает говорить со мной об этом, как тогда решить эти проблемы? Иногда я советую ему и обращаю его внимание на некоторые заповеди Ислама, касающиеся отношений с другими. Я передаю ему то, что изучила на вашем сайте. Он отвечает мне: «Как неверующая может учить меня Исламу?! У тебя нет права говорить о нем, так как ты – неверующая. Аллах запечатал твое сердце, и ты станешь растопкой для огня!» Есть ли у вас что сказать или посоветовать? Прошу прощения за длинный вопрос.
Ответ: Вся хвала Аллаху.
Во-первых. Условием правильности брака является присутствие опекуна женщины.
Опекуном женщины из людей Писания является близкий мужчина из ее семьи: ее отец или дед, или брат… Если их нет, или существуют препятствия к их опекунству, то ее выдает замуж судья-мусульманин, если он есть. Если его нет, то ее выдает замуж председатель исламского центра в ее штате. В основе, правом опекунства обладает ее отец, а после ближайшие родственники, которые могут являться наследниками. Если близких родственников нет, или они не могут быть опекунами, то есть существуют препятствия этому, или они несправедливо отказались от этого, то право опекунства переходит правителю или тому, кто его замещает (в этом). См.: «Фатауа аль-ляджна ад-даима». Т. 18. С. 162.
В отношении замужества женщины, что вышла замуж без опекуна, или ее выдал замуж имам мечети при наличии у нее опекуна, придерживающегося ее религии, ученые придерживались разных мнений. Если это случилось, то брак не расторгается, принимая во внимание разногласие.
Во многих мусульманских странах при вынесении шариатского решения опираются на мазхаб имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, который считает, что замужество женщины без опекуна считается действительным.
Поэтому, если у Вас нет опекуна, придерживающегося Вашей религии, или он у Вас есть, но он несправедливо отказался выдавать Вас замуж за этого человека, и между вами заключил брак имам мечети, то Ваш брак считается верным.
Если же у Вас был опекун, и он не отказался выдавать Вас замуж, но, несмотря на это, Вы выдали себя замуж сами, или Вас выдал замуж имам мечети, то этот брак считается браком без опекуна. Вступать в такой брак запрещено, но, если он уже был заключен, то он не расторгается. И Вы считаетесь женой своего мужа.
Таким образом, в любом случае Вы считаетесь женой своего мужа-мусульманина.
Во-вторых. Нет сомнений в том, что Ислам повелевает мужчине достойно относится к свой жене. Как это было сказано Вами. Это известно и подтверждено доказательствами из Корана и Сунны. Достаточно упомянуть слова Всевышнего Аллаха:
«Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», аят 19).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завещано вам хорошее отношение к женщинам» (приводит аль-Бухари № 3331 и Муслим № 1468).
Также он, мир ему и благословение, сказал: «Лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей семье, а лучше всех отношусь к своей семье я» (приводит ат-Тирмизи № 3895, Ибн Маджа № 1977; аль-Албани в «Сахих ат-Тирмизи» сказал, что хадис достоверен).
Хорошее отношение с женой, кроме всего прочего, это:
1. Взаимопониманием между супругами, обращение к ней за советом, обсуждение с ней (насущных проблем), прислушивание к ее словам, даже, если она не является мусульманкой;
2. Предоставления ей права получать наслаждение, муж не должен покидать жену, пока она не будет удовлетворена.
Имам Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Желательно ласкать и играть с женой до полового акта, чтобы она возбудилась и получила от полового акта такое же наслаждение, что и получает муж. Передается от ‘Умара ибн ‘Абдуль‘азиза, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Не имей с ней половое сношение, пока у нее не возникнет такое же желание, что и у тебя. Чтобы ты не освободился раньше ее“. Я спросил: „И это делать мне?“, он ответил: „Да, ты должен целовать ее и трогать руками. И как только ты увидишь, что у нее возникло желание, имей с ней половой акт“.
Если же он освободился раньше ее, то ему нежелательно отстраняться, пока она не удовлетворит свое желание. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если мужчина совершит половой акт со своей женой, то пусть он будет правдив и искренен с ней. А после, если он удовлетворил свое желание, то пусть не торопит ее, пока и она удовлетворит свои потребности“, так как в этом есть вред для нее. И это является отказом в ее удовлетворении» (Аль-Мугни. Т. 8. С. 136).
Оба эти хадиса слабые, но они верны по смыслу и с точки зрения фикха.
Аль-Мунауи, да помилует его Аллах, сказал: «„…то пусть он будет правдив и искренен с ней “, то есть пусть совершает половой акт хорошо, с силой, любовью и искренностью. „Если он опередил ее“, то есть если он излил семя раньше, чем она удовлетворила свою желание, „…то пусть не торопит ее “, то есть пусть не торопит ее, оставляя неудовлетворенной. Напротив, он должен давать время, чтобы она получила желаемое, так же, как и он. Муж не покидает жену, пока не удостоверится, что она удовлетворила свое желание. Это является хорошим отношением к жене и (помощь ей в сохранении) целомудрия…
Из этого хадиса становится понятно, что если у мужчины происходит преждевременное семяизвержение, и он не может ждать, пока жена удовлетворит свое желание, ему желательно лечиться тем, что отсрочивает семяизвержение. Это является способом достижения рекомендуемого дела, а в отношении способов достижения действуют те же заповеди, что и в отношении цели» (Файду-ль-кадир. Т. 1. С. 325).
3. Хорошее отношение – это также отсутствие укора жены за ее религию и отсутствие обращение к ней «неверующая», так как это противоречит словам Всевышнего Аллаха: «Призывай , о Мухаммад, на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути» (сура «ан-Нахль», аят 125).
Также подобные действия противоречат словам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые были упомянуты ранее. Человек, который взял в жены женщину, из людей Писания, женился на ней, зная ее религию. Какой смысл упрекать и бранить ее за это или говорить ей, что не будет любить ее, пока она не поменяет свою религию?!
В-третьих. Запрещено как мужу, так и другим людям принуждать жену из числа людей Писания принять Ислам. Сказал Всевышний Аллах:
«Нет принуждения в вере» (сура «аль-Бакара», аят 256).
В-четвертых. В основе, женщине запрещено просить развод, если только нет обстоятельств, дозволяющих это. Например, отказ мужа обеспечивать жену, многократные оскорбления или плохое отношение к жене. Аллах указал на действенный способ (для решения проблемы) при возникновении разногласий. Он состоит в следующем. Жена выбирает мужчину из своей семьи, а муж выбирает человека из своей. Эти два человека обсуждают проблемы, стараются их устранить и решают: что будет лучшим решением для всех – продолжение брака или развод?
Сказал Всевышний:
«Если вы опасаетесь развода между супругами, то назначьте по справедливому представителю со стороны его семьи и ее семьи. Если они оба пожелают помириться, то Аллах помирит их. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура «ан-Ниса», аят 35).
Утверждение о том, что проблемы семьи не должен знать никто, неверно. Так как если в семье возникли разногласия, и супруги не смогли их решить, то нет иного пути, как обратиться к заступнику или посреднику, который бы, ознакомившись с причинами разногласий, наладил отношения между ними.
Из текста Вашего вопроса мы чувствуем, что вы любите своего мужа и желаете остаться с ним. Поэтому, мы хотим сказать Вам: не спешите разводиться, постарайтесь решить ваши проблемы, и пусть Ваш муж знает, что он обязан придерживаться Шариата в устранении этих разногласий.
И этот принцип, если он будет установлен в вашей жизни, станет залогом счастья, с дозволения Аллаха. Каждое разногласие необходимо рассматривать с точки зрения Шариата Аллаха, в который верит Ваш муж, и который уважаете Вы. Шариат Аллаха – это Коран и Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так Вы узнаете, кто был прав, а кто – ошибался. Существуют люди, знающие законы Шариата, так пусть же Ваш муж не пренебрегает возможностью и не считает зазорным обратиться к председателю мусульманского центра или другим знатокам Шариата. И пусть он вместе со своей женой расскажет о своей проблеме имаму. Или вы оба запишите свои разногласия и попросите дать вам решение Шариата по этому вопросу. И Шариат не принесет Вам ничего, кроме великого блага, чести и достоинства, которые Вы стремитесь получить.
В-пятых. Также из Вашего вопроса мы замечаем большой ум, здравую логику в размышлении, и Вы правы во всем, что упомянули в своем вопросе. Поэтому мы хотели бы сказать, что люди, подобным Вам, не должны откладывать принятие этой великой религии. Эта религия соответствует разуму и природе человека, возвышает положение нравственности, побуждает своих последователей хорошо относится ко всем, заботиться о чувствах других, быть справедливым к слабым и уважать людей. Эта религия не содержит в себе лишь одни теории, люди придерживаются ее на практике. В ней десятки текстов, которые решают проблемы между супругами и социальные вопросы. Она гарантирует счастье в семье, внутри общины и счастье для всего человечества.
Наш Вам совет: приложите все усилия для того, чтобы познакомиться с Исламом из достоверных источников, и пусть Вас не отталкивают плохие поступки его последователей. Так как среди последователей Ислама есть благочестивые и поступающие дурно, благодетельные и совершающие скверные дела. Как обстояло дело и с последователями других пророков.
Нас радует, что наш сайт стал для Вас одним из источников, к которому Вы обращаетесь для ознакомления с Исламом.
Прошу Всевышнего Аллаха раскрыть вашу грудь для Ислама, привести Ваше сердце к вере, содействовать Вам и предопределить счастье в этой жизни и в последующей.
А Аллах знает лучше.